Известно даже время появления легенды об этой скрытой от глаз
посторонних стране: X век. К этому времени относится текст
Калачакра-тантры, содержащий первое упоминание о Шамбале. Учение
калачакры, как утверждают, получено от Будды Шакьямуни через царя
Сучандру, побывавшего в Южной Индии в поисках знаний. Шамбалу найти не
так-то просто: дорогу туда могут найти лишь люди, чистые сердцем. Она
сделалась невидимой для человеческих глаз после мусульманского вторжения
в Центральную Азию в IX веке. Этой стране уготовано, что называется,
большое будущее и важная миссия: при 25-м царе Калке Радже, который
будет десятым воплощением бога Вишну, произойдет великая битва между
силами добра, воинством Шамбалы, и силами зла, противниками буддизма.
Победителями в ней будет воинство Шамбалы. После чего наступит новая
эпоха распространения буддизма и явится Пятый Будда - Майтрейя. Цари
Шамбалы правили и правят согласно с учением Будды Шакьямуни (всего их
32) и призваны сохранять Шамбалу до момента упомянутой великой битвы ее
сил с полчищами варваров.
Однако все это совсем не означает бесперспективность поисков Шамбалы
хотя бы историками среди древних цивилизаций прошлого во вполне
конкретном историко-географическом пространстве.
По мнению советских ученых Кузнецова и Гумилева, изучавших старинные
тибетские карты, эта страна не такая уж и мифическая: она существовала в
прошлом. Возможно, речь идет о Сирии эпохи царской династии Селевкидов,
когда Сирия была могущественным государством своего времени. На
персидском языке Сирия - Шам, а слово «боло» означает «поверхность».
Слово «Шамбала» переводится как «господство Сирии», что отражает
политическую реальность III-II веков до нашей эры.
Среди других вероятных мест расположения Шамбалы исследователи называют
Северный Афганистан, горы Кунь-Луня, пустыню Гоби, Западный Китай.
О Шамбале подробно писали Николай и Елена Рерих - эта страна описана в
их труде об учении «Живая Этика». В путевых дневниках, написанных во
время путешествия по Тибету, Николай Рерих рассказывал о «большом
количестве пещер в горах и горных убежищ, куда время от времени уходят
некоторые ламы и откуда не все возвращаются обратно». В древних
сказаниях говорится о глубоких подземных ходах и пещерах, которые ведут в
подземные города, где имеются лаборатории и великолепные библиотеки.
Считается, что там все сохранилось от начала мира.
У российских староверов есть предание о Беловодье, которое по своим описаниям весьма напоминает Шамбалу.
Есть еще и теософская традиция, согласно которой Шамбала - пространство,
где находятся великие Учителя, направляющие эволюцию человечества, а
для непросветленного человека она невидима и недоступна.
Чем же так привлекательна эта мифическая страна, о которой многие
слышали, но которую мало кто видел? Согласно сказаниям, жители Шамбалы
обладали многими полезными способностями: могли излечивать себя от любых
болезней, читать чужие мысли, заглядывать в далекое будущее и жить до
ста лет. Царь Шамбалы имел зеркало из стекла, дававшее возможность
видеть на большие расстояния, а кроме того, у него имелись специальные
линзы, позволявшие изучать жизнь на других планетах через застекленную
крышу. По версии жителей Тибета, северное сияние излучают стены,
окружающие Шамбалу.
Европейцы, конечно же, не могли остаться в стороне от поисков Шамбалы. И
их взгляды обращались прежде всего в сторону Тибета. Европейцы
предполагали, что жители Тибета поддерживали с Шамбалой близкие
сношения, но держали их в тайне. Тем более что сами тибетцы утверждают,
что заимствовали у Шамбалы свою календарную и астрологическую системы, а
также сведения о медицине, некоторые элементы духовной музыки, живописи
и архитектуры.
В 1627 году два миссионера-иезуита Йоак Каброль и Эстевар Каселла,
которые пытались распространять учение Христа в Бутане, принесли на
Запад легенду о спрятанном в далеких Гималаях земном рае. Однако об
отправке испанских или португальских экспедиций на поиски Шамбалы ничего
неизвестно: очевидно, поскольку доплыть до нее на кораблях было
невозможно, эти страны - покорительницы морей потеряли к данной затее
какой-либо интерес.
А вот XX век ознаменовался неоднократными попытками найти легендарную страну. Поиски велись на Памире и в Гималаях.
Известный историк Лев Гумилев в статье «Страна Шамбала в легенде и в
истории» рассказывал об учителях Гитлера, Дитрихе Эккардте, Карле
Хаусхофере и Альфреде Розенберге, сделавших свои выводы из тибетских
мифов о далекой стране: «Фашистские идеологи исходили из того, что в
глубокой древности на Востоке возникла некая страна Шамбала - центр
могущества и насилия, управляющий стихиями и народами. Маги, водители
народов, якобы могут заключать с Шамбалой мистические союзы, принося
человеческие жертвы. По мнению вожаков нацизма, массовые человеческие
жертвоприношения, побеждая равнодушие «Могуществ» - сил мрака, побуждали
их к помощи жертводателям. Потому-то и были убиты шесть миллионов
евреев и 750 тысяч цыган».
Впрочем, посвященные утверждают, что путь в Шамбалу лежит не столько во
внешнем мире, сколько во внутреннем пространстве человека, и
образованные ламы представляют Шамбалу как внутреннюю реальность - это
особое состояние психики, которого можно достичь в процессе
самосовершенствования. Нахождение Шамбалы, таким образом, означает
достижение просветления.
О том, как попасть в Шамбалу, подробную инструкцию оставил в 1775 году
III панчен-лама Тибета Лобсанг Палден Еше. Его произведение называлось
«История Арьядеши и путь в Шамбалу, Святую землю». Лобсанг Палден Еше -
любопытная, нужно сказать, личность. Он появился на свет в 1737 году, а
четыре года спустя был признан тулку - переродившимся панчен-ламой и
воплощением Будды Амитабхи. Его поселили в монастыре Ташилунпо,
резиденции панчен-лам, и еще в юности лама проявил незаурядные
способности и обнаружил наклонности к мистицизму, сложным духовным
занятиям, увлечение историей, поэзией, искусством афоризма. Земную жизнь
он закончил в 1780 году, умерев от оспы во время миссионерского
путешествия в Пекин в сопровождении большой делегации.
Составлен трактат о путешествии в Шамбалу в жанре садхана - инструкции
по тантрической медитации, а путешественник в эту страну там назван
садхака. Наиболее точно перевести этот термин можно как «психонавт».
Настоящий психонавт не преследует в своем путешествии меркантильных
целей, а движим исключительно желанием служить всем живым и страдающим
существам. Важным для путника является владение искусством созерцания и
медитации. Выдвигаться следует в северном направлении, но сигнал к
началу путешествия психонавт должен получить во сне. Тем, кто не получил
такого разрешения, не стоит даже порываться: своей цели они не
достигнут, а лишь нарвутся на крупные неприятности - их будут
преследовать демоны и злые духи.
Однако и призванным психонавтам следует быть бдительными: на своем пути
они встретят ужасных чудовищ; так воплощается вибрирующая непознанная
энергия, до поры до времени притаившаяся в нашем подсознании. Лобсанг
Палден Еше подробно описал то, с чем сталкивается путешественник в
Шамбалу: фантастические пейзажи, горы, рощи, сады, реки, пустыни,
города, невиданные растения, рыбы, птицы, люди, всевозможные жуткие и
прекрасные существа.
На пути паломника встретятся горы Гандхары, где обитают хищные крылатые
львы, и психонавту будет необходимо собрать погубленных ими животных, из
мяса приготовить жертвоприношение, а кровью на угольной скале
нарисовать беспощадную богиню - демоницу Мандеку, ее «тело, ужасное
обвитое сброшенной человеческой кожей; зубы красные, зло оскаленные,
когда она ест из черепа, наполненного кровью и сердцами». У реки
Сатваланы психонавт должен остановиться на отдых и поднабраться сил.
Вдоль речных берегов растет красный дикий рис, и кашей из этого риса,
заправленной медом, должен питаться путешественник. Заговорив пищу при
помощи мантры под названием «Драгоценность пространства», он должен
угостить обитающих в быстрых водах рыб. А рыб там много: с головами
людей, обезьян, тигров, львов, леопардов, коров, ворон, попугаев. После
угощения царь Рыб перенесет садхаку на противоположный берег. После чего
психонавт достигнет снежных гор, где протекает много речушек, впадающих
в 80 000 озер и в чистую реку. На востоке и на западе воды ее
собираются в ядовитые холодные озера, в которых не могут обитать «ни
рыба, ни крокодилы, ни птицы, а лишь одни существа из преисподней». С
ними нужно быть осторожным: если человек прикоснется к этой воде, то
сразу превратится в янтарь. По ее берегам высятся горы медного цвета с
тысячами пещер, где живут демоны с медными губами и конскими головами,
женщины-полубогини из рода асуров, дочери подземных властителей - нагов,
чарами и обворожительными песнями пытающиеся соблазнить садхаку.
Психонавту, устремившемуся в Шамбалу, не подобает ни восхищаться, ни
соблазняться, ни пугаться, ни отчаиваться, ни поддаваться унынию от
всего увиденного, а лучше вспомнить важнейшую заповедь буддизма:
«Пустота не может ранить Пустоту» - и, созерцая Пустоту, идти дальше.
По мере приближения к цели странствия путнику уже не будут страшны злые
духи и джинны, поскольку он их сможет сходу укрощать силой своей
мудрости. Перед взглядом паломника предстанут заснеженные горы в виде
белого лотоса - так выглядят стены Шамбалы. Затем следует спуск в
низину, название которой «Вечно счастливая». Оттуда откроется искрящаяся
столица Шамбалы - Калапа. Перед входом туда путешественник должен
пройти обряды очищения - курить фимиам, разбрасывать цветы, произносить
мантры и медитировать. В каждом конкретном случае это может занять
разное время - один день, неделю, две или даже месяц. Почувствовав
чистоту, психонавт может войти в город. Шамбалу окружают горы, лее и
двадцать восемь городов, а ее столица Калапа находится в центре страны.
Главное здание в ней возведено из драгоценных камней, а ее жители
говорят на языке богов - санскрите.
Однако помимо духовного значения, легенда о Шамбале представляла и
вполне практический интерес. Например, Шамбала, как ни удивительно, была
вовлечена в геополитические построения XIX-XX веков.
Легенду о загадочной стране вывел на высокий уровень международной
политики бурятский монах Агван Доржиев (1854-1938). Он учился в Лхасе,
столице Тибета, и стал одним из официальных оппонентов в диспутах по
философским вопросам - ассистентом-наставником - Тринадцатого
Далай-ламы. Кроме того, играл роль наиболее доверенного советника лидера
Тибета в вопросах политики.
В историю колониальных разделов в Азии этот монах решил внести и свою
лепту. За соперничество над ТибеЦ том в то время спорили Китай и Англия.
И Доржиев решил расширить круг претендентов на эту страну. Он стал
убеждать далай-ламу обратиться за покровительством к России, уверяя его,
что Шамбала - страна, по легенде, расположенная к северу от Тибета, -
это Россия, а российский император Николай II - реинкарнация ламы
Цинкапы, одного из весьма уважаемых в буддийской традиции религиозных
деятелей. Согласно некоторым данным, он даже пытался вывести родословную
династии Романовых от правителей Шамбалы. Доржиев организовал несколько
делегаций к российскому царскому двору и встречался с императором,
добиваясь гарантий военной помощи Тибету в случае нападения третьей
стороны, однако его старания успехом не увенчались. Зато видимым
результатом такого окучивания петербургской почвы стало строительство
буддийского храма Калачакры в Санкт-Петербурге. Разрешение на его
постройку Доржиев испросил от имени живших в российской столице бурят и
калмыков. Первая же публичная церемония, проведенная в новом храме в
1913 году, была приурочена ко дню трехсотлетия династии Романовых и
посвящена молитвам за ее долгую жизнь. В комитет по строительству храма
Калачакры входил и русский художник Николай Рерих, по его проекту были
выполнены витражи этого храма.
Еще одна ситуация, когда Шамбала стала незримо присутствовать в
политических событиях своего времени, сложилась в 20-е годы XX века.
Известный персонаж Гражданской войны в России барон фон Унгерн-Штернберг
- мистик, наркоман и борец с большевиками - был полевым командиром
Белой гвардии и сражался с красными в Сибири. При поддержке Японии он
решил освободить Монголию и в 1920 году вторгся туда с войсками. Барон
стремился заручиться поддержкой своего предприятия со стороны тонкого
мира. Как свидетельствует польский ученый Фердинанд Оссендовский,
путешествовавший по Внешней Монголии в годы Гражданской войны и походов
барона Унгерна, автор вышедшей в 1922 году книги «Звери, люди и боги»,
монгольские ламы рассказали ему об Агарти - подземном царстве, которое
находится под Монголией. Им правит «Царь мира». В мрачном будущем
разразится страшная война и наш мир уничтожит материализм. В это время
жители страны Агарти выйдут из своего подземного царства и положат конец
этим ужасам и насилию. Такие сведения перекликаются с древними
текстами, где речь идет о правителе Калке из Шамбалы, который придет на
помощь миру, чтобы остановить ведущую к концу света войну. Оссендовский
рассказал эту историю барону Унгерну, и тот для поисков Агарти дважды
отправлял экспедиции во главе с принцем Паулзигом. Вторая экспедиция
закончилась загадочно - принц Паулзиг пропал. Означает ли это, что он
достиг своей цели и нашел Агарти?
Надо сказать, что и сам Фердинанд Оссендовский был непрост. Другой
поляк, воевавший в те годы в армии Унгерна, инженер Камил Гизицки,
рассказал в своей книге «Пересекая Уранхай и Монголию» о том, что
Оссендовский передал Унгерну химическую формулу для изготовления
ядовитого газа.
Источник: http://www.x-files.org.ua |